• +7 (499) 500 1455

    +7 (812) 748 2550

24.04.2018

Vitra: самые копируемые предметы бренда

Vitra: самые копируемые предметы бренда

Бренд Vitra очень сложно переплюнуть по числу подделок. Дизайн Имзов, Пантона, Моррисона слишком многим пришелся по вкусу, — по вкусу, но не по кошельку, что и привело к столь агрессивному копированию. Процесс, который начался еще при жизни некоторых авторов, стал почти неуправляемым. Покажите любой из предметов Vitra из этой подборки человеку, далекому от высокого дизайна: скорее всего, он узнает его. Правда, не как икону дизайна — а как «стул вот из того кафе». Совместно с PR-представителем бренда в России Маргаритой Морозовой составили список самых копируемых предметов Vitra. Подборка сопровождается увлекательным рассказом Маргариты о том, какие горячие споры разгорались вокруг стула Panton Chair — и плагиата вообще — в середине прошлого века.

«Копируют чаще всего то, что популярно, то, что завоевало статус иконы дизайна и служит бесспорным эталоном, хитом, если хотите, или родоначальником типологии (например, пластиковые стулья Имзов как самые первые эксперименты с раковинообразной формой сидения из пластмассы или стул Пантона как консольный монолитный стул из цельного куска). Кроме того, копировать любят те предметы, форму которых внешне легче всего повторить (в этом смысле пластик — излюбленный материал подражателей: он относительно экономичен, есть недорогие, менее качественные и недолговечные виды пластмасс, в отличие от тех пластиков, которые используют для изготовления оригиналов».

Маргарита Морозова
Brand Angel PR&Communications

Пожалуй, самой хитовой моделью среди плагиаторов слывёт Eames Plastic Chair — этот стул на самых разных базах расходится, как горячие пирожки. Надо сказать, копии не новость для индустрии дизайна, подделки были и в искусстве, и в дизайне всегда. Показательно, что даже при жизни Чарльза и Рэй Имз на североамериканском рынке стали появляться имитации знаковых моделей, спроектированных легендарной четой дизайнеров. Так что американский производитель мебели Имзов Herman Miller начал распространять афиши, предупреждающие о фейках («Beware of imitators»).

24497025.jpg

Идеи всегда витали в воздухе. Вернера Пантона, который положил десяток лет на то, чтобы осуществить свою, казалось бы, утопическую мечту о стуле без ножек из цельного куска пластика, упрекали в том, что он скопировал зигзагообразный стул Ритвельда.

22848229.jpg

Однако Пантон утверждал, что в середине 1950-х годов он не знал о стуле Zig Zag, и упорно отрицал, что был вдохновлен им, указывая на абсолютно разные конструкции.

Dizajnerskaya-shutka-i-stul-Zig-Zag-_www.probauhaus.ru-_16.jpg

В оригинальности дизайна Пантона сомневались его соотечественники дизайнеры Поуль Кьерхольм и Аргард Андерсен: после промышленного запуска Panton Chair они опубликовали эскизы собственных стульев начала 1950-х, которые демонстрируют поразительное сходство со стулом Пантона. На страницах датского журнала Mobilia разгорелась дискуссия на этот счет: заявлялось, что стулья Къерхольма и Аргарда, так и не переступившие этап эскиза, определенно оказали влияние на Пантона. Этот выпад был поддержан Аргардом Андерсеном, который пользовался большим уважением в Дании и который в собственной статье обвинил Пантона в том, что тот украл его идею.

Свенд Эрик Мёллер, издатель Mobilia, счел необходимым в том же выпуске опровергнуть обвинения в публикации плагиата. Panton Chair производил такое впечатление, писал он, «будто форма стула — это естественный результат способа производства, и что этот стул, в некотором смысле, аналогичен традиционному стулу с четырьмя ножками, в отношении которого до сих пор никто не подавал жалоб о нарушении патентных прав». Андерсен и Кьерхольм, писал Мёллер, «слишком рано разработали свои модели — прежде, чем появилась техническая возможность их создать». Мёллер делал вывод, что Panton Chair олицетворял «процесс индустриального развития, в котором работа дизайнера — всего лишь один из аспектов рискованного и дорогостоящего инвестирования».

22848243.jpg

Благодаря анализу Мёллера, дальнейшая дискуссия на страницах Mobilia приобрела более объективный тон. Указав на зависимость индустриального дизайнера от технических возможностей и промышленных ресурсов, он внес вклад в справедливую и реалистичную оценку достижения Пантона, которое на самом деле не было — или, по крайней мере, было не только — манифестом самовыражения в форме стула. Помимо проектов Кьерхольма и Андерсена, параллельно разрабатывалось множество моделей, наглядно свидетельствовавших, что форма стула фактически диктовалась применением особых качеств новых материалов (в случае Пантона — особые виды пластика) для реализации консольного принципа и идеи стула, изготовленного из монолитного материала.

1-8-1.jpg

Пантон оказался единственным, кто довел до конца и реализовал идею стула благодаря своему упорству и необыкновенной настойчивости. В отличие от других дизайнеров, которые работали над схожими проектами, Пантон не побоялся трудностей длительной и трудоемкой фазы развития и в итоге довел свой стул до фазы массового производства. В процессе форма его стула улучшалась, становилась более выверенной, благодаря чему среди прочих похожих объектов дизайна он занимает особое место, являясь вехой в истории дизайна ХХ века.

21103313.jpg

Невзирая на критику и все препятствия, связанные с поиском самой оптимальной технологии и наиболее подкованного производителя, Вернер Пантон довёл вместе с Vitra свой визионерский замысел до реализации, от неуклюжего прототипа до совершенного произведения дизайнерского искусства и запатентовал своё изобретение, положив начало новой типологии стульев.

В жарких спорах о плагиате, которые захватили отечественный рынок в последнее время, все чаще слышится, что оригиналы принадлежат народу, что авторы разрабатывали их для массового использования, а не только для искушённой и платёжеспособной элиты. Такие устремления действительно были у многих дизайнеров-модернистов. Чарльз Имз высказывался на этот счет: «Мы хотим создавать лучшее самого превосходного качества для большинства».

29656478.jpg

Но они, увы, даже в свое время подтвердили свою несостоятельность. Рынок внёс свои коррективы. О чем свидетельствует факт существования уже в 1940-50-х годах менее качественных подделок мебели Имзов. Копиисты, хотя и, возможно, научились повторять внешний облик, оболочку изделия, не в состоянии изготовить идентичный во всех отношениях предмет, такой, каким его задумывали создатели. Они просто берут и срисовывают наружность, не вдаваясь в детали. А ведь именно в деталях — весь цимес, они определяют конечный дизайн продукта.

Обладание оригиналом даёт ощущение сопричастности — к истории дизайна, предметной культуры, истории вообще. Однако, чтобы ощутить всю ценность оригинала, нужно знать историю создания оригинала, что, увы, не транслируют имитаторы, размножая, как на ксероксе, выхолощенные симулякры под названием Eames Chair.

Eames Plastic Chair

Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы

Когда создан: 1950

18206903.jpg

Panton Chair

Дизайн: Вернер Пантон 

Когда создан: 1956

22022544.jpg

Standard Chair

Дизайн: Жан Пруве 

Когда создан: 1934/1950

29045163.jpg

29045360.jpg

Eames Lounge Chair

Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы 

Когда создан: 1956

20034960.jpg

09753971.jpg

Wire Chair

Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы 

Когда создан: 1951

18299885.jpg

18299905.jpg

18299926.jpg

Eames Plywood Group

Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы 

Когда создан: 1945/1946

31311320.jpg

31311138.jpg

Gueridon Table

Дизайн: Жан Пруве 

Когда создан: 1949/1950

29883424.jpg

Marshmallow Sofa

Дизайн: Джордж Нельсон 

Когда создан: 1956

24722966.jpg

Hang it All

Дизайн: Чарльз и Рэй Имзы 

Когда создан: 1953

22769803.jpg

Ball Clock 

Дизайн: Джордж Нельсон 

Когда созданы: 1948/1960

28867643.jpg

HAL Chair

Дизайн: Джаспер Моррисон 

Когда создан: 2010/2014

10384172.jpg

18210944.jpg



КОНСУЛЬТАНТ ОНЛАЙН