• +7 (499) 500 1455

    +7 (812) 748 2550

27.03.2018

Проект московского Центра искусств от Ренцо Пьяно

Проект московского Центра искусств от Ренцо Пьяно

На месте ГЭС-2 на территории «Красного Октября» в Москве к 2019 году заработает центр современного искусства. Он мог бы стать очередным, если бы за переосмысление территории не взялась мировая звезда архитектуры. Архитектурную концепцию будущего музея разработала международная архитектурная мастерская Renzo Piano Building Workshop, под руководством автора известнейшего парижского центра Помпиду — Ренцо Пьяно. 

На месте одной из старейших столичных гидроэлектростанций, которая поставляла электричество для московских трамваев, появится лес. Пока непонятно, как он уместится на территории в 150 квадратов вместе со зданием центра и парковкой на 300 машин. Общая площадь комплекса составит 30,7 тысячи квадратных метров, центральным элементом архитектурной композиции станет отреставрированное здание ГЭС-2 площадью 17,5 тысячи квадратных метров.

 «Небольшой лес в центре Москвы совершенно бесполезен, но он и абсолютно необходим, потому что это красиво, а красота — это то, что может изменить мир», — считает Пьяно.

Центр будет посвящён искусству в самом широком смысле. И здание для него должно не только удивлять, но и учить, считает архитектор:

«Здесь у нас будет библиотека, работающая на возобновляемой энергии для детей, которые будут приходить сюда и расти с пониманием того, что мир весьма хрупок».

Ренцо Пьяно известен своими музейными архитектурными проектами во всём мире и был неоднократно отмечен наградами и премиями, в том числе Притцкеровской премией. Архитектурную школу он окончил, параллельно работая в компании отца. Причём по правилам старой школы он чуть ли не ежедневно посещал строительные площадки, так что не понаслышке знает весь процесс строительства. В 1971 году Пьяно основал бюро Piano & Rogers вместе с британским архитектором Ричардом Роджерсом, и через шесть лет они прославились на весь мир после открытия Центра Помпиду. В тот же год Пьяно открыл новую фирму L’Atelier Piano & Rice в соавторстве с инженером Питером Райсом, а в 1993 году, после смерти Райса, создал существующее ныне бюро Renzo Piano Building Workshop, в котором работают около ста специалистов в Париже и Генуе и которое и будет ответственным за обновление ГЭС-2 в Москве.

2018-03-27_12-30-30.png

2018-03-27_12-30-03.png

2018-03-27_12-28-26.png

2018-03-27_12-28-05.png

2018-03-27_12-27-39.png

2018-03-27_12-27-17.png

2018-03-27_12-26-37.png

2018-03-27_12-29-15.png

2018-03-27_12-28-46.png

2018-03-27_12-29-44.png

6 музеев Ренцо Пьяно

78-летний итальянский архитектор считается одним из создателей стиля хай-тек. За свою карьеру он успел построить и переделать немало зданий, но специализируется именно на музейных центрах. В спроектированных им пространствах не просто выставляются картины или скульптуры. В соседних залах, а иногда и прямо в галереях проходят мастер-классы, устраиваются концерты и кинопоказы, читают лекции. Strelka Magazine выбрал шесть музеев Пьяно, черты которых может унаследовать московская ГЭС.

Вскрытые коммуникации

rory-hyde2.jpg

rory-hyde.jpg

Центр Помпиду

Самое знаменитое здание Пьяно — Центр Помпиду, открытый в 1977 году в Париже. Новаторство совместного с Ричардом Роджерсом проекта, выбранного из 680 претендентов, в том, что все коммуникации и технические конструкции выведены наружу. Благодаря этому внутри и так непомерно большой для французской столицы постройки освободили дополнительное место для библиотеки, кинотеатра и лекториев. А вентиляционные трубы, водопровод, электропроводку, эскалаторы и лифты, которые видно с улицы, раскрасили яркими красками.

6f7d2f706d049c8e4b6d905d968ad2c2e2227d16-1.jpg

c83475a7a10d7d180aefb3d8e78499a493629db6.jpg

3e9b2855fa5ecd1908e2e2cce927b9bcfb30a3b1-1.jpg

Научный музей NEMO

По замыслу, Научный музей NEMO в Амстердаме должен пробуждать в школьниках интерес к науке. Соответственно задаче для здания была выбрана форма наполовину ушедшего под воду корабля. Вентиляционные трубы и стальные перекрытия в нём не спрятаны в стены, а пропущены прямо в коридорах. Как настоящий корабль, музей покрывается патиной, поэтому его медная обшивка постепенно зеленеет.

Контакт с природой

333de9e5548c3c5d672bdabea91af07f76725017.jpg

c2c346af1bcc308d1a438090f72fd7a88f299b3a.jpg

fb0ed8bb2b015d0d9b11bc6f5a5d34930078f48d-1.jpg

Культурный центр Тжибау в Новой Каледонии

Культурный центр Тжибау в Новой Каледонии, островной области Франции, состоит из десяти огромных конусообразных сооружений на узкой полосе земли в Тихом океане. Их форма напоминает хижины островитян и решает функциональные задачи. Деревянные экраны на стальных опорах не только защищают от морского ветра, но и создают естественную вентиляцию — порывы, проходя через щели, выталкивают горячий воздух из верхних частей зданий. Микроклимат поддерживается и благодаря обилию древесины, в том числе местных пород, которые медленно нагреваются и долго сохраняют тепло. У павильонов разные назначения: кроме временных и постоянных экспозиций и кафе, здесь есть учебные аудитории для изучения истории Новой Каледонии.

00bbc0d8a42ccf9b3c6ea442c300060b63d55eb7.jpg

e8f8e39c5885a308e07ac91a01c7b66897d43744.jpg

bf4bb62c6deecfa2bfda735f59affe103e7b81ac.jpg

89df8cb8e29a3494703e1f1b852df88c10366bff.jpg

Центр Пауля Клее

Павильоны Центра Пауля Клее, по замыслу создателя, повторяют силуэты холмов швейцарского Берна. Здесь хранится самая крупная коллекция картин теоретика и практика европейского авангарда. Поскольку большая часть полотен чувствительна к свету, основная часть комплекса располагается под землёй. Для этого с площадки вывезли 180 тысяч кубометров грунта, но снаружи создаётся иллюзия ландшафтной архитектуры, подстраивающейся под природу, а издалека комплекс и вовсе незаметен.

Свет, стекло и открытые пространства

200ea3a4c95974c633de99ee6d8d83d8a391d404.jpg

53b07053d971b8f2cb3f42bf08de19db3f6cca0c.jpg

ba80250fba4433f25758b2044840984a96341086.jpg

Музей Аструпа-Фернли

Для норвежского мецената Ханса Расмуса Аструпа Пьяно строил сразу три здания: зал для временных экспозиций, офис и частную галерею. Поместив их на два разделённых каналом острова, сверху архитектор положил изогнутую стеклянную крышу, а корпуса соединил мостками. Всё необходимое освещение даёт солнечный свет благодаря системе атриумов и прозрачных потолков. Для гостей по соседству разбит парк. После открытия Музея Аструпа-Фернли к нему потянулись небольшие галереи, в результате в Осло сформировался музейный остров. В Москве центр Пьяно должен завершить формирование культурно-образовательной зоны между двумя Третьяковками.

3f5791e242f1091571b0c12fc6c7c83219d8d157.jpg

70fbcc4d234b0cd56e57d654e1caba0320652bef.jpg

258b3540542cdf650de1a00083d50ce741c07dd7.jpg

fb212f419a685df6081791fa287f563ae770edd6.jpg

Музей искусств Гарвардского университета

Музей искусств Гарвардского университета — одна из последних работ архитектора. Три автономных музея, посвящённые разным периодам и направлениям в искусстве, он также покрыл общей крышей и объединил в единый комплекс. В результате между ними появилось новое пространство, а здания между собой связал залитый светом коридор. На простой в описании проект потребовалось восемь лет и 350 миллионов долларов от университета. Стоимость реновации ГЭС в центре Москвы не раскрывается, но траты вряд ли будут меньше.

В Италии мы называем это La Bottega

Как и многие другие прославившиеся архитекторы, Ренцо Пьяно сформировал вокруг себя школу. Правда, обучение в ней длится всего полгода, и за это время нет ни одного учебного дня — только рабочие. Такая система, по словам Пьяно, существовала в мастерских эпохи Возрождения и называлась La Bottega. «La Bottega — это идея эпохи Ренессанса, когда ты учишься, делая, и учишь, показывая», — поясняет он.

Программа действует с 1992 года. По ней студенты-архитекторы последних курсов работают не только в студиях в Генуе и Париже, но и на стройплощадках, заливая бетон и забивая сваи. Так сам Пьяно учился, работая в компании своего отца. Стать участником программы можно только по договорённости фонда с университетом. Возможно, приезд архитектора в Москву и начало работы над проектом на «Красном Октябре» способствует тому, что такие соглашения с российскими вузами будут заключаться чаще. Тем более что программа обучения полностью оплачивается принимающей стороной.