2 декабря 2017 года, в возрасте 85 лет не стало одного из самых плодовитых графических дизайнеров из Нью-Йорка Ивана Чермаева, чьи знаковые проекты включают логотипы для музеев MoMA в Нью-Йорке и MoCA в Лос-Анджелесе.
Чермаев — соучредитель нью-йоркской фирмы по брендингу и графическому дизайну Chermayeff & Geismar & Haviv. Студия создала одни из самых узнаваемых брендов и логотипов в США, в том числе радужный цветной павлин для телевизионной сети NBC, а также синий глобус для авиакомпании Pan Am.
Дизайнер основал студию Chermayeff & Geismar с партнером Томом Гейсмаром (Tom Geismar) в 1957 году, после того как они окончили Йельский университет в Коннектикуте. Саги Хавив (Sagi Haviv) стал третьим партнером в 2006 году.
Работая в качестве Chermayeff & Geismar, фирма создала «чистый и простой» логотип Franklin Gothic No 2 для Музея современного искусства (MoMA) после его расширения в 1960-х годах и логотип Музея современного искусства Лос-Анджелеса (MOCA) в 1980-х годах, который включает в себя квадрат, круг и треугольник разных цветов.
Иван (слева) со своими партнерами Томом Гейсмаром и Саги Хавивом. Фото сделано в 2014 году Питером Хенкетом
Чермаев и его партнер Том Гейсмар основали свою фирму после окончания Йельского университета. Фото сделано в 1980 году Дуэном Михальсом
«Иван был блестящим дизайнером и иллюстратором с ярким личным стилем, отражающим радость, интеллект и остроумие», — рассказывает Гейсмар. «Он любил удивлять, любил крупномасштабные объекты и красный цвет».
«На протяжении более 60 лет мы с Иваном наслаждались партнерством, в которое каждый из нас привносил собственные таланты, скрепленные общими ценностями и взаимным уважением. Вклад Ивана в область графического дизайна останется непревзойденным».
Среди самых известных проектов Чермаева — логотип Franklin Gothic No 2 для MoMA в Нью-Йорке
«Иван также был наставником, партнером и другом», — добавил Хавив. «Он был одержим хорошим дизайном. Он считал, что-то немного меньшее, чем превосходное, даже нельзя назвать дизайном».
«Неустанное стремление Ивана к идеальной взаимосвязи между формой и идеей будет его наследием для всего мира и людей, которые его знали».
Среди других известных клиентов Chermayeff & Geismar — нефтегазовая корпорация Mobil, Chase Manhattan Bank и National Geographic. Фирма также разработала материалы для президентской кампании Барака Обамы и плакаты для культурных учреждений, таких как Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Американский музей естественной истории.
Фирма Chermayeff & Geismar также разработала логотип для MoCA, состоящий из синего квадрата, зеленого круга и красного треугольника
В 1978 году дуэт был награжден золотой медалью Американского института графических искусств (AIGA) за вклад в графический дизайн. Позднее Чермаев занял пост президента организации.
Чермаев родился в Великобритании в 1932 году, но большую часть своей жизни он провел в США, где он учился в Гарвардском университете, Институте дизайна в Чикаго и в Йельской школе искусств, окончив свое обучение в 1955 году.
Чермаев любил красный цвет и часто использовал его в своих проектах, в том числе логотип для издателя книг Харпера Коллинза (Harper Collins)
Его отец, Сергей Чермаев, был известным британским архитектором, родившимся в России. Он работал с архитектором Эрихом Мендельсоном (Erich Mendelsohn) во время рождения Ивана, и перевез свою семью в США в 1940 году, когда Ивану было восемь лет.
Серж Чермаев и Мендельсон создали ряд замечательных модернистских проектов, в том числе павильон De La Warr, крупное общественное здание в Восточном Суссексе и дом на исторической улице в районе Челси в Лондоне.
Хотя Иван выбрал совершенно другой путь, его младший брат Питер также создал одноименную архитектурную фирму, и Иван тесно сотрудничал с этой областью. Он сотрудничал с китайско-американским архитектором IM Pei на выставке в Президентской библиотеке имени Кеннеди в Бостоне и построил огромную красную стальную инсталляцию «9», установленную на West 57th Street, Нью-Йорк.
Он также создал иллюстрацию для The New York Times, которая символизирует трагедию 11 сентября
Награды Ивана включают медаль индустриального искусства от Американского института архитекторов, медаль искусств Йельского университета и премию президента от школы дизайна Род-Айленда.
Наряду с работой в сфере графического дизайна и иллюстрации, где он также создавал детские книги, Иван зарекомендовал себя художником, работающим с бумажными коллажами и скульптурами.
«Для Ивана коллаж был любимым средством личного выражения, кроме его профессиональной работы, — говорят его коллеги. «Яркий, красочный и высокохудожественный, каждый коллаж сделан из почтовых конвертов, обрывков упаковки, билетов».
Работы Ивана Чермаева были продемонстрированы на 40 выставках в США, Японии и Европе, в том числе в павильоне его отца De La Warr и галерее Павла Зубока в Нью-Йорке.
Помимо бесчисленного количества шедевров графического дизайна, Иван оставил после себя наследие из четверых детей, пяти внуков и одного правнука.
Музей национальной истории, 1984
Музей Гуггенхайма, 1977
Minstrel Man (фильм Менестрель), 1967
Big Apple Circus, 1984
Shin & Ikko, 2002