• +7 (499) 500 1455

    +7 (812) 748 2550

26.09.2017

Оле Шерен строит будущее

Оле Шерен строит будущее

Этот год в мире архитектуры был похож на год Оле Шерена. К 2012 году, не достигнув сорока лет, он уже был соавтором одного из самых узнаваемых новых зданий в мире – здание CCTV в Пекине – и ушел с материнского корабля OMA с благословением Рема Колхаса (Rem Koolhaas), завершив проект в качестве уже солирующего архитектора. Предложение редактора написать статью о Шерене было типичным стремлением показать движение вокруг быстро меняющегося азиатского пейзажа, сохраняя при этом его взгляды, ориентированные на Европу.

В последней статье Wallpaper с Оле Шереном, архитектор находился на пороге выхода из колыбели ОМА – не то, чтобы кто-то подозревал его уход в то время. Знаменитый китайский проект голландской студии, CCTV Tower, был практически завершен, и имя Шерена было тесно связано с некоторыми из самых ожидаемых проектов OMA, включая башню Маханахон в Бангкоке и Центр исполнительских искусств Тайбэя. Поскольку творческие разводы происходят нередко, раскол не повлек за собой заголовки с возмутительными претензиями на алименты или утверждениями о стилистических неверностях. Вместо этого Шерен тихо продолжал работать над некоторыми из своих продвинутых мегаструктур и быстро приобрел еще несколько важных проектов.

Два с половиной года спустя Шерен без особых усилий принял на себя мантию лидера студии, с новым фирменным бланком, бесконечным запасом четких белых рубашек и портфолио, охватывающим весь мир, которое угрожает затмить путь его наставника. Но в то время, как OMA явно является глобализированной фирмой, разворачивая риторику и исследования во имя новых архитектурных парадигм, Büro Ole Scheeren вышло из Азии, чтобы совершить прыжок с востока на запад. Такой фокус в начале пути – неудивителен, учитывая обширный опыт работы Шерена в восточном регионе. Оле сформировал примерный состав проектов, которые официально запустили студию. Они варьируются от простых квартир Interlace и болотной башни Scotts Tower в Сингапуре, неповоротливого фасада MahaNakhon в Бангкоке, до башни Angkasa Raya в Куала-Лумпуре.

Работа Шерена не подлежит категоризации. Для архитектора разнообразие является важной частью личности его студии. «Для меня было важно открыть студию с целым рядом различных проектов. Именно широкий диапазон делает вещи такими интересными», – говорит он. Как и многие экспоненты нового авангарда, Шерен не боится визуального языка высокого модернизма; действительно, многие из зданий, разработанных Büro-OS, напоминают здания в международном стиле: их фрагментированные фасады, случайную структуру и сопоставление стеклянной геометрической простоты с волновой пульсацией, рябью.

Büro-OS пришлось искать ориентиры в долине ожиданий между визуализированным видением и построенной реальностью с большей деликатностью, чем большинству современных студий. CCTV уже на протяжении десятилетия находится на проектном радаре, и первые изображения появились в конце 2002 года. Хотя здание, похоже, было завершено только благодаря Олимпийским играм 2008 года в Пекине, по правде говоря, арендаторы, государственные телеканалы Китая, только что переехали туда после комплексной отделки. Шерен играет длинную игру, и только через два года после того, как студия была создана, он делится с аудиторией задумками следующих проектов. Переход от OMA к Büro-OS привел к более четкому определению авторства для многих проектов в его портфолио. Среди первых проектов от его имени выпустили башню Angkasa Raya. По словам Шерена, «это ознаменовало значительный шаг» в эволюции студии.

Не считая три достаточно крупных проекта, студия также имеет более мелкие работы, в первую очередь студию и галерею для ведущего, публичного китайского художника. «Это очень личный проект», – объясняет Шерен. «Его очень специфический мир встречается и пересекается с моим собственным миром. Его дом помещает художественное пространство в одну плоскость с контекстом буквальной китайской действительности». Художник является еще и яростным коллекционером, а не только деятелем искусства. Весь контекст нового здания будет собран из его личного склада традиционных китайских структур и элементов ландшафта.

dsc_0267.jpg

Studio ZX – модель для студии и галереи для художника и коллекционера антиквариата в Пекине. Ole Scheeren © Büro-OS

В гораздо большем масштабе проект нового аукционного дома в Пекине приближается к завершению. Проект, предназначенный для ведущих отечественных аукционистов страны, занимает основное место среди коммерческих и культурных сфер Запретного города. Оба этих проекта находятся на стадии окончательного проектирования, а работа над башней Бангкока теперь возобновилась после некоторого периода бездействия. The Interlace быстро растет над низкими холмами на западе Сингапура. «Многие из этих зданий имеют явно тропический контекст», – говорит Шерен. «Вопрос в том, как построить здание в месте, где природа настолько доминирующая и красивая, и где люди живут по-другому в других климатических зонах».

_p4c9508_1b.jpg

THE INTERLACE – масштабное жилищное строительство близится к завершению в Сингапуре, всего будет представлен 31 многоквартирный дом с ландшафтными террасами на крыше и бассейнами. Ole Scheeren © OMA

На экране эти проекты, от высокого до низкого, от малого до большого, выглядят довольно разрозненно, но то, что их объединяет, – это акцент Шерена на более широкой социальной роли архитектуры. Несмотря на то, что Азия была его фокусом на протяжении многих лет – Шерен жил в регионе в течение почти десяти лет, с тех пор, как ушёл из OMA – типологии, которые появляются в Büro-OS, стилистически разрознены, но сфокусированы на их непосредственном контексте. «Как здание может быть актуальным за пределами его обитателей?» – спрашивает архитектор, и ясно, что это социальное беспокойство является ключевым мостом, который связывает его работу с европейским модернизмом 75-летней давности, а не с какой-либо стилистической проблемой. «В нашей работе есть привязка к психологии: как люди живут, как они ведут себя в этих зданиях?» – спрашивает он. «Ряд людей в студии также имеют ученые степени в области истории, социологии, психологии. Мы стараемся действительно привносить знания и перспективы в наши проекты».

В портфеле Büro-OS есть всеобъемлющее чувство антропологических исследований. Как сам Шерен признает: «Мы находимся на этапе, когда у меня все еще есть редкая возможность быть лично вовлеченным в проекты. Мне нравится проводить время в этих местах и ​​ощущать их. У нас есть важная цель, сохранить практику в масштабе». Кроме того, он слишком хорошо осведомлен о подводных камнях цифровой архитектуры. «Между моим поколением и тем, что было после, существует относительно большой разрыв. Я вырос в аналоговом мире. Я научился рисовать, строить модели и строить дома вручную, я долго работал над стройкой... В архитектуре есть что-то очень реальное и нецифровое. Китай является более ручным, Запад стал очень цифровым», – говорит он. Это более очевидно проявилось при строительстве CCTV. «То, как оно было разработано, явно использовало местные условия, трудовые и материальные затраты. Мы также разработали его полностью из местных китайских материалов и марок стали, которые оказали влияние на технологическую и эстетическую составляющую проекта».

angkasarayabyolescheeren.jpg

Angkasa Raya. Расположенный рядом с башнями Петронас Куала-Лумпура, этот небоскреб высотой 268 м должен быть завершен к 2016 году. Ole Scheeren © Büro-OS

v_22.jpg

Mahanakhon. Этот 77-этажный многофункциональный комплекс к 2014 году станет самым высоким небоскребом Бангкока. Ole Scheeren © OMA

Поддержание портфолио, которое включает в себя столь разные проекты, от небоскребов до студий, имеет свои преимущества. «Вы можете заниматься очень специфическими проблемами ремесла. Они касаются индивидуальной, а не общей психологии. Вы можете очень точно реагировать на человека, его вкусы и фантазии», - говорит Шерен. Проект Büro-OS Archipelago Cinema – еще одна скромная, но громкая работа. Впервые увиденная в бухте на тайском острове Ко Яо Ной, в настоящее время она реконструируется для 13-й Венецианской биеннале архитектуры, где состоится премьера документального фильма «Против всех правил» Хорста Бранденбурга о Шерене за последние шесть лет его практики. 

Архитектор часто возвращается к этой идее архитектурного повествования, подразумевая, что его здания способствуют тому, как люди живут, а не формируют их. «Было бы глупо утверждать, что европейские модернисты так или иначе не будут влиять на будущее, – говорит он, – но я не хочу звучать ностальгически или ретро, когда я говорю об этих вещах. Речь идет о амбициях, о влиянии на наше общество, а не о формальной озабоченности». В ближайшие несколько лет семена, которые в настоящее время посеяны в плодородном городском ландшафте Таиланда, Сингапура, Малайзии и Китая, перерастут в более глобальную методологию. «После того, как я почти прожил в Азии почти десятилетие как наблюдатель, я стал тесно связан с этой частью мира, – говорит Шерен, – но сейчас самое подходящее время, чтобы снова ориентироваться на Европу и снова взаимодействовать с Западом».

dsc_0416.jpg

CCTV – достопримечательность Пекина, 54-этажная штаб-квартира CCTV, была завершена в мае 2012 года. Rem Koolhaas and Ole Scheeren © OMA

2017-09-26_11-59-23.png

CCTV. Главный вестибюль, форум и верхняя часть здания. 




КОНСУЛЬТАНТ ОНЛАЙН