• +7 (499) 500 1455

    +7 (812) 748 2550

18.07.2017

Этторе Соттсасс: бунтарь, художник и поэт

Этторе Соттсасс: бунтарь, художник и поэт

В 2017 году исполнилось бы 100 лет отцу постмодернизма в итальянском дизайне — основателю группы «Мемфис» Этторе Соттсассу. 13 июля в пространстве Vitra Schaudepot в Германии откроется выставка «Этторе Соттсасс — бунтарь и поэт». Решили вспомнить, как бунтарю от дизайна Соттсассу удалось стать символом своей эпохи и какие предметы, созданные им и другими участниками группы «Мемфис», выпускают до сих пор.

Хотя имя Этторе Соттсасса неразрывно связано с Италией, родился он в Австрии, в семье архитектора-функционалиста Этторе Соттсасса-старшего. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, а потому отправил его в Туринский политехнический университет изучать архитектуру. Выпускнику Соттсассу не повезло: началась Вторая мировая, и, едва получив степень, он отправился прямиком на фронт (большую часть войны Этторе Соттсасс провел в югославском концлагере). Вернувшись в Италию, в 1948 году открыл в Милане собственное бюро архитектуры и промышленного дизайна. Почти 10 лет ничего интересного не происходило. Пока во второй половине 1950-х Этторе Соттсасс не начал сотрудничать с компанией Olivetti.

Olivetti специализировалась на офисном оборудовании, технике и мебели — казалось бы, не самая благодатная почва для революций. Впрочем, компания всегда славилась трепетным подходом к дизайну, и Соттсассу удалось реализовать свои идеи и раскрасить офисный мир в новые цвета. В 1960 году награду Compasso d’Oro Этторе Соттсассу в составе команды Olivetti принесла модель Elea 9003 — первый итальянский электронный компьютер. В транзисторной модели уже угадывается почерк дизайнера, который чуть позже станет узнаваемым: сочные цвета панелей, стильные круглые клавиши. А в 1969-м Этторе Соттсасс проектирует по-настоящему взрывную вещь — пишущую машинку Valentine из ярко-красного пластика, с чувственными скругленными очертаниями. Так дизайнер перевел повседневный рабочий инструмент в разряд модного дамского аксессуара, который своим «игрушечным» видом и соблазнительным, как губная помада, оттенком моментально покорил обитательниц офисов.

dbacb1758d336519c60080bdc826733e-1-e1499929628396.jpg

Печатная машинка Valentine, Э. Соттсасс и Перри А. Кинг, 1969

«В свои пять-шесть лет не был вундеркиндом, но я рисовал: дома, вазы с цветами, цыганские кибитки, карусели, кладбища. Когда стал чуть старше, вырезал перочинным ножиком красивые остроносые лодки из мягкой сосны. Я всегда считал, что самое естественное занятие на свете — это рисовать и делать вещи.»

david-bowie-memphis-auction-product-design-sothebys-london5.jpg

Телефон Enorme из пластика и силикона, разработанный Соттсассом в 1986 году для компании Brondi, вошел в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке

В 1960-е годы Этторе Соттсасс параллельно с работой на Olivetti путешествует по Индии и Америке и вдохновляется эстетикой поп-арта — во многом здесь стоит искать истоки его любви к ярким, открытым цветам и игровой подаче. Вообще, говоря о формировании стиля Этторе Соттсасса, стоит вспомнить фигуру Соттсасса-старшего: по сути, дизайнер всю жизнь спорил с отцом, опрокидывая идеалы функционализма.

unnamed-2.jpg

Диван Califfo, производитель Poltronova, 1964

В 1970-х он осознает, что работа на большую компанию душит творческий потенциал, и начинает сотрудничать с молодыми дизайнерами — ассоциацией Archizoom, участниками движения Радикального дизайна. В результате в 1981 году основывает творческую группу «Мемфис», которая стала самым ярким постмодернистским явлением в итальянском дизайне. Название для нее придумали за ночь: собравшись, дизайнеры крутили пластинку Боба Дилана с песней Stuck Inside of Mobile With the Memphis Blues Again. Название метко выразило идею нового осмысления культур прошлого: Мемфис — это и столица Древнего Египта, и американский город, один из центров блюза и рок-н-ролла. «Мемфис» же переосмысливал ар-деко, поп-арт, китч 1950-х. В группу вошли Алессандро Мендини, Микеле де Лукки, Широ Курамата, Маттео Тун и другие — около трех десятков дизайнеров и архитекторов.

«Я больше не хотел делать товары массового потребления, потому что мне было ясно: потребительский подход довольно опасен.»

77C75D6FE5598913C1A29D3F0ECECC3FAC2C7FEA11285DE90A-pimgpsh_fullsize_distr.jpg

Комод Kubirolo, Poltronova, 1966-67. Кресло Synthesis 45, Olivetti, 1972

То, что делал «Мемфис», зачастую напоминало гигантские яркие игрушки непонятного назначения: диван Big Sur Питера Шира, составленный из разноцветных геометрических фигур; столик Continental Микеле де Лукки — две доски, торчащие из колеса; шкаф Amazon из нагромождения параллелепипедов Марко Занини. Соттсасс в период «Мемфиса» создал такие знаковые предметы, как светильник Ashoka, шкаф Casablanca, стеллаж Carlton, тумба Beverly — невообразимые, ощетинившиеся полками, трубками и лампочками объекты, заставляющие поломать голову над их функциями — и в то же время многофункциональные, вовлекающие в игру, в которой воспринимающий становится соавтором. Любопытно, что на момент основания революционного «Мемфиса» главному бунтарю было 64 года.

Divan-Big-Sur.jpg

Диван Big Sur

Stellazh-Carlton-e1492669715100.jpg

Стеллаж Carlton

Stolik-Continental-e1492669733549.jpg

Столик Continental

Tumba-Beverly.jpg

Тумба Beverly

shkaf-Ashoka.jpg

Шкаф Ashoka

shkaf-Casablanca.jpg

Шкаф Casablanca

В 1985 году Этторе Соттсасс вышел из «Мемфиса», решив сконцентрироваться на работе в собственном бюро Sottsass Associati. Это было своеобразное возвращение к истокам: Sottsass Associati в основном занималось — и, кстати, занимается по сей день — архитектурой. Кроме того, Соттсасс продолжил проектировать мебель и аксессуары для дизайнерских брендов, таких как Knoll и Alessi.

034f5a2d-8daf-4372-b4b6-ff93b4c4d1ed.jpg

Кресло Mandarin для Knoll

westside-lounge-chairs-by-ettore-sottsass-for-knoll-1980s-set-of-2-2.jpg

Кресло Westside для Knoll

В 1960-е, вдохновившись путешествиями по США и Индии, Этторе Соттсасс создал серию скульптур Superboxes — что-то вроде разноцветных полосатых алтарей: вместо функции на первый план дизайнер вывел концепт.

«В молодости только и слышал вокруг: функционализм, функционализм, функционализм. Но одной пользы недостаточно. Дизайн должен быть чувственным, волнующим.»

651c5c1995850ddefbd4013acbf6a135.jpg

В период работы с «Мемфисом» Соттсасс создал много объектов из разноцветного стекла, среди них — фантастические чаши для фруктов Fililla и Aldebaran, ваза Clesitera, лампа Bay из стекла, плексигласа и алюминия.

«Стекло — необыкновенный материал: загадочный, прозрачный и хрупкий. Излишне говорить, что стекло — это целая вселенная многовековых традиций. Сам процесс работы со стеклом завораживает. Это очень эффектно, зрелищно.»

Aldebaran-e1492670366398.jpg

Ваза для фруктов Aldebaran

Bay.jpg

Лампа Bay

Clesitera1-e1492670347284.jpg

Ваза Clesitera

Работать со стеклом Этторе Соттсасс начал еще в 1940-е — и продолжал всю жизнь: стекло определенно было одним из любимых его материалов. Помимо объектов, созданных в период «Мемфиса», он делал стеклянные скульптуры, лампы и другие предметы для Vistosi, Venini, Baccarat, Alessi, Swarovski, сотрудничал с мастерами Toso glassworks, исследовательским центром Cirva в Марселе, а в 1999-м создал серию стеклянных скульптур по заказу катарского шейха и министра культуры, коллекционера предметов искусства Сауда бин Мухаммеда Аль Тани. Традиции Соттсасс соединил с новаторским подходом — например, использовал химический клей в работе с муранским стеклом или сочетал традиционные техники изготовления хрусталя с промышленными подходами стеклянного производства.

YEMEN.jpg

Ваза Yemen для Venini

Многие предметы, созданные основателем  «Мемфиса», можно приобрести и сегодня. На сайте memphis-milano.com вы найдете сотню вещей — от шелковых платков с узнаваемыми яркими принтами — 50 евро за платок, до вытянутого комода для хранения компакт-дисков с приставным мраморным столиком — по 19 800 евро за комплект.

Источник: homeguide.ru



КОНСУЛЬТАНТ ОНЛАЙН