• +7 (499) 500 1455

    +7 (812) 748 2550

25.07.2017

Ээро Аарнио в 85: «Я хозяин своего собственного дизайна»

Ээро Аарнио в 85: «Я хозяин своего собственного дизайна»

В 85 лет, финская легенда дизайна Ээро Аарнио не подает никаких признаков спада в творчестве. Первооткрыватель пластика и шутливой мебели из стекловолокна, Аарнио является создателем нескольких действительно важных для всего мира проектов для таких брендов, как Magis, Asko и Adelta.

В то время как Финляндия отмечает столетие своей независимости в этом году, финский модернизм переживает возрождение. Так же как и его коллеги — Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara), Алвар Аалто (Alvar Aalto) и Ээро Сааринен (Eero Saarinen) — Аарнио наблюдает за возрождением интереса к его работе. Прошлым летом его работы были представлены на внушительной выставке в Музее дизайна в Хельсинки, в этом году ретроспектива переехала в Музей Vandalorum в Варнамо, Швеция, где где еще доступна для просмотра до 8 октября.

Аарнио родился в Хельсинки в 1932 году и не далеко отошел от своих корней. Сегодня он живет и работает в нескольких минутах езды от финской столицы в Веиккола с женой Пиркко Аттила (Pirkko Attila). Пара живет в модернистском доме у озера, разработанном Аарнио самостоятельно в 1989 году, который представляет из себя мини-музей первых продуктов дизайнера, прототипов и его личных вещей. Сад был преобразован в открытую галерею.


Его студия, представляющая собой организованный хаос, технологически пуста — Аарнио до сих пор рисует все вручную и не пользуется компьютером. На стене напротив рабочего места висит пара вырезанных кроссвордов из Нью-Йорк Таймс в рамках — улыбчивый Аарнио объясняет, что он разгадал кроссворд полностью только несколько раз. Рядом с кроссвордами прикреплен стикер, на котором написано имя дизайнера в японской версии: Aaroniero Arruruerie (Ээро постоянно удивляется тому, что один из персонажей популярного комикса-манги был назван в его честь).

eero-aarnio-20.jpg

eero-aarnio-29.jpg

eero-aarnio-21.jpg

В другом месте, скрытая раздвижная дверь в гостиную показывает коллаж из старинных обложек журналов, в главной роли самый знаменитый предмет дизайнера: кресло «Ball». Представляющее собой «комнату в комнате» (на самом деле, изначально Аарнио спроектировал внутри кресла полностью функционирующий красный телефон), кресло было невероятно смелым новшеством своего времени. Киноманы могут узнать культовый стул в фильмах Под кайфом и в смятении (Dazed and Confused, 1993) или Марс атакует! (Mars Attack!, 1996).

2.jpg

eero-aarnio-26.jpg

Как гласит история, идея кресла-мяча пришла к Аарнио, когда ему был всего год. «Мы жили в многоквартирном доме в Хельсинки и моя мать посадила меня на балконе в круглую плетеную корзину, чтобы я мог вздремнуть», — поясняет он. «Я посмотрел вверх и увидел круглое, голубое небо, обрамленное корзиной. Вот тогда я решил, что когда я вырасту, я обязательно спроектирую кресло похожее на шар».

Перенесемся в 1954 год, когда 22-летний Аарнио поступил в Школу прикладных искусств (School of Applied Arts) в Хельсинки (где он будет разрабатывать свой первый продукт — «Rattan Stool» — который производится и сегодня). Одним из тестовых заданий был рисунок сидящего в кресле читающего человека. «Я никогда не был хорош в рисовании живых существ, особенно людей», — говорит дизайнер. Вместо этого хитрый Аарнио нарисовал человека, сидящего за огромной газетой, заключенного в красный круг. «Возможно это был момент, когда ко мне пришла идея для кресла-мяча», — острит он. (Еще одной альтернативной историей Аарнио является история о том, идея пришла к нему, когда он находился внутри лодки, изготовленной из стеклопластика).

eero-aarnio-32.jpg

Пуф Rattan Stool

eero-aarnio-30.jpg

Прошло почти десять лет, прежде чем Аарнио вернулся к идее глобусообразной конструкции. Первая версия Ball была нарисована в 1963 году. Аарнио сначала не хотел показывать ее никому. «Я не думал, что мебельные компание это поймут, поэтому я решил сделать первый прототип сам».

В то время брат Аарнио работал в школе в городке Сало в ста километрах к северо-западу от Хельсинки. Аарнио работал в мастерской школы в течение нескольких выходных и, наконец, выпустил первый прототип Ball Chair. Затем, по счастливой случайности кресло заметили продакт-менеджеров молодой компании Asko. Так  Ball Chair было внедрено в производство.

Ball Chair представил радикально новый подход к эстетике продукта и к использованию материала, ознаменовал новую главу в дизайне мебели. Кресло дебютировало в 1966 году на международной мебельной выставке в Кельне. Оно мгновенно стало хитом, неизбежно порождая волну подделок (к счастью, недавно уполномоченный лицензиат Ээро Аарнио борется за оригинальность продукта). Стулья «Pastil» (1967) и «Bubble» (1968) стали продолжением Ball Chair: в первом случае Аарнио был вдохновлен тем, чтобы создать прозрачную версию кресла, чтобы пустить больше света внутрь, в то время как последний был призван решить проблему неиспользуемого пространства в Ball Chair.

«Я думаю, что Ball Chair играет важную роль в мебельной индустрии, и оно является самым трудным и сложным предметом мебели из всех, спроектированных мною», — говорит Ээро. А именно, его творчество включает в себя стулья «Tomato» и «Pastil», а также кресла «Focus», «Rocket», «Cognac XO» и «Rosinante».

eero-aarnio-07.jpg

Стулья Focus от Ээро Аарнио

eero-aarnio-31.jpg

Кресла Bubble и Ring

eero-aarnio-27.jpg

Дизайнер выделяет свой любимый дизайн. «Самый интересный предмет для меня — кресло Bubble, которое и производится, как мыльный пузырь. Воздух выдувается на нагретый акриловый лист», — говорит Аарнио. «Таким образом, нет необходимости в изготовлении формы для литья и предмет всегда производтся, следуя законам природы (как мыльный пузырь)».

Освещение также образует значительную часть каталога дизайнера, из памятного лампы «Ghost» и «Pinja», «Swan» и «Flamingo». Из детской мебели среди его самых популярных проектов — табурет «Puppy» и «Pingy». Его продукция обращена к широкой аудитории. «Я думаю, что хороший дизайн может быть во всех ценовых диапазонах; деньги не являются обязательным условием для хорошего вкуса», — говорит он.

eero-aarnio-09.jpg

Светильник Swan

Несмотря на его заразительно теплый и открытый характер, Аарнио всегда работал в одиночку. «Я — хозяин своей конструкции», - говорит он, нахмуренными бровями на мгновение предав нехарактерную серьезность. Аарнио, во всяком случае, похоже, так же весело, самому по себе, хотя он считает свою жену и дочерей своими сообщниками. Он всегда был один, чтобы сломать традиционный дизайн формы: «дизайнер всегда должен быть художником, но художнику не обязательно быть дизайнером».

Сегодня его произведения представлены во многих музеях мира, от MOMA в Нью-Йорке и Музея Bauhaus в Сиднее до Музея дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне. Его веселый дизайн принес ему множество наград.

Мир дизайна кардинально изменился за последние шесть десятилетий, убывая и растворяясь в тенденциях, формах, стилях и материалах. Но до сих пор, фантастическая мебель Аарнио остается актальной. «Если объект функционален, если он сделан качественно и красиво, он сохранит свою ценность в течение многих поколений. Неважно, будет ли продукт традиционным или современным», — размышляет Аарнио. И напоследок вечно позитивный мыслитель предлагает: «продолжайте мечтать и осуществлять свои мечты».

eero-aarnio-12.jpg

Молодой Ээро за работой



КОНСУЛЬТАНТ ОНЛАЙН