• +7 (499) 500 1455

    +7 (812) 748 2550

17.01.2017

Бельгийский дизайнер и архитектор Винсент ван Дуйсен

Бельгийский дизайнер и архитектор Винсент ван Дуйсен

Стиль бельгийца Винсента ван Дуйсена, удостоенного звания дизайнера года на 25-й Интерьерной биеннале в бельгийском Кортрейке, часто называют минимализмом — а он обычно просит заменить это определение на какое-нибудь другое. Например, на эссенциализм — поиск простоты.

В этом году в карьере Винсента ван Дуйсена произошло сразу два знаменательных события: помимо звания дизайнера года на Интерьерной биеннале, он получил должность арт-директора итальянской мебельной фабрики Molteni&C. «Для не-итальянца это большая честь», — говорит Винсент ван Дуйсен, который, правда, сейчас себя считает уже наполовину итальянцем, а еще в 1980-е практиковался в Милане у Этторе Соттсасса и Альдо Чибика. 

 «Это был расцвет постмодернизма в дизайне, — вспоминает ван Дуйсен. — Я наблюдал, как мои учителя вдохновлялись другими культурами, например индийской, и переносили все эти удивительные цвета на свою почву, создавая из них некую абстракцию. А через два года я решил вернуться к сути вещей и форм, занялся архитектурой — и в этом направлении двигаюсь до сих пор».

С того момента, как в 1990-м Винсент ван Дуйсен открыл студию в Антверпене, именно архитектура стала для него первична. Даже предметы, которые сегодня проектирует дизайнер (не только для Molteni&C, но и для других брендов сопоставимой величины — B&B Italia, Poliform, Flos), в каком-то смысле архитектурны: потолочные светильники Infra-Structure для Flos больше похожи на промышленную композицию — сеть коммуникаций, а систему хранения Gliss ’Master’ для Molteni&C сам ван Дуйсен называет «архитектурной концепцией, изложенной на домашнем языке».

01-Molteni-Paul_01_HR-e1482155101113.jpg

Диван Paul для Molteni&C

BB_SURFACE-2015_01-e1482155646727.jpg

Коллекция Surface для B&B italia

FLOS-3.jpg

Светильники Infra-Structure для Flos

Flos-8.jpg

Светильники Infra-Structure для Flos

Flos-6.jpg

Лампа LED для Flos

"Я не дизайнер-революционер и никогда таким не буду. Но по крайней мере у меня хватает творческого потенциала, чтобы удивлять людей, дарить им комфорт и радость через то, что я создаю."

Впрочем, все аспекты работы Винсента ван Дуйсена неразрывно связаны: свою архитектуру — дома, квартиры, бутики, офисы — он любит наполнять штучными вещами по собственному же дизайну. Или предпочитает классику 20 века — но в любом случае мебель, по мнению дизайнера, должна обладать живыми, выразительными фактурами. В этой точке и начинается расхождение его стиля с минимализмом: благодаря фактурам интерьеры ван Дуйсена не прохладные и рассудочные, а теплые и уютные. Это так, даже если в комнату вписана всего пара-тройка предметов мебели, а на декор нет и намека — как, например, в его собственном доме, где на кухне стоит плита La Cornue, деревянные стулья из Китая да простой круглый стол. Нежелание загромождать пространство предметами — это уже от минимализма, соглашается ван Дуйсен и рассказывает, что его вдохновляют путешествия — с их свободой от лишних вещей.

Архитектура Винсента ван Дуйсена

Другая черта архитектуры и интерьеров ван Дуйсена — союз старого и современного. Например, к дому в Кортрейке 1950 года в духе французской виллы он пристроил летний павильон с интересным технологическим решением — его полностью стеклянные стены могут опускаться в подвал одним нажатием кнопки.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

А в деревне Тилрод спроектировал дом с двумя строениями, снаружи похожими на сараи, — так, чтобы весь ансамбль напоминал старые фламандские фермы и гармонировал с сельским пейзажем. Но вот в материалах и отдельных деталях конструкций проглядывает настоящее время: ван Дуйсен спрятал трубы и водостоки, отказался от внешнего декора и даже от традиционных каменных порогов, полностью укутав весь объем фасадов в дерево — чтобы сделать очертания домов предельно лаконичными. Это удалось: вся композиция напоминает скорее картину абстракциониста, чем идиллический сельский двор, но при этом сохраняет ностальгичную атмосферу.

DCD-2-Residence-Koen-Van-Damme-6.jpg

VM-residence-by-Koen-Van-Damme-1.jpg

VM-residence-by-Koen-Van-Damme-2.jpg

VM-residence-by-Koen-Van-Damme-3.jpg

VM-residence-by-Koen-Van-Damme-4.jpg

В обстановке интерьеров ван Дуйсена часто можно заметить тот же контраст старины и современности: в резиденции в Кортрейке дизайнер оставил нетронутыми старые деревянные панели в гостиной, а на одну из этих матовых стен повесил блестящий арт-объект современного скульптора Аниша Капура. Это, кстати, пример того, как ван Дуйсен украшает пространства: если в его интерьерах появляется декор — скорее всего, это будет несколько тщательно подобранных арт-объектов или произведений искусства, но никак не случайные аксессуары. «Единственная роскошь, которую я себе позволил, — это произведения искусства», — говорит он о собственном доме, где поселились картина японского художника Тадаси Каваматы, африканская деревянная скульптура и другие предметы из личной коллекции архитектора.

KVD2772bw_tonickx_vincentvanduysenarch_koenvandammearchphot.jpg

Офис Tonickx в Бельгии

KVD3219bw_tonickx_vincentvanduysenarch_koenvandammearchphot-r.jpg

Офис Tonickx в Бельгии

Интерьер Винсента ван Дуйсена

У Винсента ван Дуйсена есть и альтернативные приемы декорирования жилого пространства: иногда он «встраивает» в интерьеры пейзажи за окнами. В этом плане особенно интересен его проект резиденции в Цвевегеме — одна из спален начисто лишена декора и даже мебелью обставлена весьма скупо, зато стену почти полностью занимает окно в пол, через которое — как на огромной картине — открывается живописный деревенский вид. Просторные окна — также способ поиграть со светом, который равномерно наполняет комнаты или ложится динамичными пятнами, как в таунхаусе V Residence в Брюсселе, где рисунок солнца и теней задает полосатая конструкция верхнего остекления. Еще один инструмент дизайна ван Дуйсена — воздух. «Я создаю пространства, наполненные воздухом, которые дышат и заряжают энергией — помогают расслабиться и дают полное ощущение покоя», — говорит он. Так, в работах Винсента ван Дуйсена прослеживается любопытная иерархия: дизайн подчиняется архитектуре, а в архитектуре первые роли часто играют воздух и свет — чем не прямой путь к простоте?

21.jpg

Резиденция в Бельгии

22.jpg

Резиденция в Бельгии

23.jpg

Резиденция в Бельгии

24.jpg

Резиденция в Бельгии

Среди собственных любимых интерьерных проектов Винсент ван Дуйсен называет флагманский бутик Alexander Wang в Лондоне, занимающий здание, где раньше располагалось отделение почты. Композиция построена на контрасте строгих архитектурных элементов — колонн, ниш — и скругленных подиумов и перил. Материалы также контрастны: например, металл соседствует с травертином, в который архитектор одел старые балки.

KVD4304..._AlexanderWang_VincentVanDuysenarch_koenvandammearchphot-r.jpg

KVD4321..._alexanderwang_london_vincentvanduysenarch_koenvandammearchphot.jpg

KVD4329..._alexanderwang_vincentvanduysenarch_koenvandammearchphot.jpg

KVD4391..._AlexanderWang_vincentvanduysenarch_koenvandammearchphot.jpg

KVD4398_AW_vincentvanduysenarch_koenvandammearchphot-r-kopie-ren.jpg

Источник: портал homeguide



КОНСУЛЬТАНТ ОНЛАЙН